Заказать звонок

Оставьте Ваше имя и телефон, и мы перезвоним Вам в течение 5 минут.

Ваши данные в безопасности и не будут передаваться третьим лицам

Оставить отзыв

Отправьте нам Ваш отзыв, и мы опубликуем его на сайте.

Ваши данные в безопасности и не будут передаваться третьим лицам

Социальное медицинское страхование

16 ноября 2015 года Президентом был подписан Закон Республики Казахстан № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании». К слову сказать, это не первая попытка введения обязательного медицинского страхования в Республике. Ровно 20 лет назад вводилось обязательное медицинское страхование, и эта система просуществовала около трех лет. Думаю, все прекрасно помнят, чем это все закончилось (даже я, хотя училась тогда в школе). Ну не будем о грустном, может эта попытка будет более удачной.

Строго говоря, медицинское страхование широко распространено в США и странах западной Европы. Многие специально устраиваются на работу, чтобы получить медицинскую страховку, в противном случае, оплатить услуги больниц и поликлиник, стоматологов и т.п. просто нереально, учитывая их стоимость.

Какую систему медицинского страхования нам предлагает принятый закон?

Согласно Закону будет создан Фонд социального медицинского страхования (опять, хотя мы договорились же не говорить о грустном), который будет аккумулировать средства плательщиков и производить оплату услуг медицинских организаций. Денежный фонд будет формироваться из двух видов платежей:

1. Отчисления - деньги, уплачиваемые работодателями за счет собственных средств (аналогично сейчас оплачиваются социальные отчисления в ГЦВП), и

2. Взносов - деньги, уплачиваемые в фонд плательщиками взносов (аналогично пенсионным отчислениям).

Во-первых, определимся, кого же Закон относит к категории плательщиков, а их две согласно категории перечисляемых денежных средств:

1. Плательщики отчислений,

2. Плательщики взносов.

В соответствии с п.1. ст. 14 Закона, плательщиками отчислений являются работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд в порядке, установленном главой 6 Закона.

Плательщиками взносов, согласно п.2. ст. 14 Закона являются:

1. Государство;

2. Работники;

3. Индивидуальные предприниматели;

4. Частные нотариусы;

5. Частные судебные исполнители;

6. Адвокаты;

7. Профессиональные медиаторы;

8. Физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера.

Исчисление (удержание) и перечисление взносов работников в фонд осуществляются работодателями за счет доходов работников. И отчисления, и взносы перечисляются в фонд работодателем. Только отчисления рассчитываются сверх заработной платы, а взносы из заработной платы.

Кстати, как мы видим одним из плательщиков являются физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера. За них перечислению производят налоговые агенты. Например, юридическое лицо заключило договор на разовую услугу с физическим лицом, которое не зарегистрировано в качестве ИП. В таком случае юридическое лицо, как налоговый агент, обязано будет произвести исчисление, удержание

и оплату подоходного налога и взносов в Фонд из сумм, подлежащих выплате физическому лицу. Таким образом, при заключении договоров с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве ИП, при определении стоимости услуг/работ, необходимо будет учитывать два этих фактора, и стоимость должна указываться либо до удержаний, либо конечная к выплате с оговоркой.

Если плательщики взносов, перечисленные в пп. 3-7 п.2 ст.14 Закона, являются работодателями третьим лицам, то они становятся также и плательщиками отчислений.

Работодатели и лица, указанные в пп. 3-7 п.2 ст.14 Закона начнут производить перечисления с 1 января 2017 года, размер которых будет увеличиваться с каждым годом, вплоть до 2020г. Взносы работников начнут удерживать с 1 января 2019 года.

Взносы будет производить также и государство, начиная с 1 июля 2017 года в пользу граждан.

Согласно п.4 ст. 28 Закона, Освобождаются от уплаты взносов в фонд следующие граждане:

1) Дети;

2) Многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;

3) Мчастники и инвалиды Великой Отечественной войны;

4) Инвалиды;

5) Лица, зарегистрированные в качестве безработных;

6) Лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;

7) Лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;

8) Лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;

9) Неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;

10) Пенсионеры;

11) Военнослужащие;

12) Сотрудники специальных государственных органов;

13) Сотрудники правоохранительных органов;

14) Лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);

15) Лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Получать медицинскую помощь можно будет во всех медицинских организациях, с которыми Фондом заключен договор по закупу медицинских услуг, при условии, что за вас производились все отчисления и взносы, либо вы были освобождены от них согласно п.4 ст. 28 Закона. В противном случае, вы будете иметь право только на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

На основании вышеизложенного следует, что при определении размера заработной платы к начислению, который должен быть указан в трудовом договоре, работодатель должен учесть:

  • Взносы (с 1 января 2019 года - 1 процент от объекта исчисления взносов и 2% с 1 января 2020 года),
  • Индивидуальный подоходный налог – 10% от налогооблагаемого дохода,
  • Минимальную заработную плату, исключаемую из налогооблагаемого дохода, если место работы является основным.
  • Обязательные пенсионные взносы – 10%.

Все вышеперечисленное является составной заработной платы работника к начислению.

Помимо указанного, работодатель за счет собственных средств оплачивает:

  • Отчисления (размер на конкретный год согласно ст. 27 Закона),
  • Социальные отчисления - 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
  • Обязательные профессиональные пенсионные взносы, в пользу работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников. – 5%
  • Социальный налог.

Как мы видим, все бремя по оплате отчислений и взносов фактически возлагается на работодателей, наверное, именно поэтому приняли новый Трудовой Кодекс, в большей степени защищает интересы работодателей, нежели Трудовой кодекс от 2007 года.

В настоящей же статье мы рассмотрели основные вопросы, возникающие в связи с введением обязательного медицинского страхования. И хотя, Закон вводится в действие с 1 марта 2016 года, отчисления и взносы подлежат оплате как минимум с 1 января 2017 года.

 

 

Камила Исабекова,

Магистр права, МВА,

Ведущий юрист ТОО «Lux Veritas»


П о з в о н и т ь   Н а м